суббота, 22 октября 2011 г.

История класса Nordic Folkboat



Эта яхта известна во всем мире. Фолькбот яркий пример того, что яхта это не игрушка богачей. Он и создавался, как доступный, дешевый парусник. Создавался для того, чтобы удовольствие от плавания под парусами мог получать практически любой человек.

 Многим может показаться странным, но именно во время второй мировой войны, в Швеции возникла идея создать новый класс яхты для распространения его в Скандинавии.


 Недорогая, легкая в постройке, красивая яхта, тиражируемая в большом количестве, должна была стать массовой и тем самым увеличить популярность яхтинга, сделать его доступным для самых широких масс населения. 

Эта идея не была оригинальной: в 1938 году Германия приняла программу строительства автомобиля для народа. Именно создание Фольксвагена позволило фашистам завоевать популярность у населения своей страны.


 Скандинавским Парусным Союзом (SSA) был объявлен конкурс. Его условия были опубликованы в яхтенных журналах. Королевская Шведская Ассоциация Яхтинга согласилась поддержать эту идею постройкой двух прототипов проектов-победителей.

 Конкурс удался. Правда, очень большое количество проектов (почти 60!), осложнило и затянуло работу комиссии. Результаты были объявлены осенью 1941 года.

Первое место решили не присуждать. Второе и третье поделили между собой яхты проектов Svane и Vega 2, четвертое и пятое - Inger и Snipan. Их создатели получили денежные призы, но в заключении жюри было сказано, что ни один из проектов не может быть избран в качестве конструкции народной лодки без изменений.

 Необходимо было разработать совершенно новые чертежи соответствующие поставленным целям на основе опыта и впечатлений, которые жюри почерпнуло из проектов конкурса.

 Два вторых места получились наиболее близкими к целям комитета, а четвертое и пятое места считались хорошими предложениями, но они были слишком дороги для массового класса.

 Группе конструкторов поручили разработать чертежи народной лодки на основе проектов-победителей, и в окончательном виде они сошли с чертежной доски конструктора-любителя Торда Сундена. Когда проект еще был в работе, большое число шведских верфей объявили о своей готовности строить по нему яхты.

 Первый Фолькбот появился на верфи Арендалс в Гетеборге и весной 1942 года был спущен на воду. Яхта строилась из самого дешевого дерева - сосны или лиственницы, с клинкерной обшивкой на медных гвоздях.

 Чугунный балластный киль составлял 50% ее водоизмещения. Стоимость первых Фолькботов была около 600 долларов. Новую яхту придирчиво изучали, но уже первые выходы привели специалистов в полный восторг, – Фолькбот вел себя в море великолепно.

 В отличие от довоенных гоночных яхт он нес сравнительно небольшую парусность и имел достаточно высокий борт, что не очень пришлось по нраву яхтсменам-гонщикам, но эта особенность проявляла себя с лучшей стороны при плавании в свежую погоду. Проект быстро завоевывал популярность, и первые 60 яхт этого класса были построены в очень короткий срок.

 В Дании первый Фолькбот спустили на воду в 1943 году. После войны этот класс быстро набрал популярность в Финляндии. К началу пятидесятых годов только в Швеции было более 400 Фолькботов, яхты в большом количестве экспортировались в США, Нидерланды, Францию, Великобританию, Западную Германию и другие страны.

 Ассоциации класса Фолькбот возникали по всему миру. Появился Фолькбот и в СССР. Благодаря включению этого класса в советскую парусную классификацию и налаженному производству, в нашей стране появилось много Фолькботов и они быстро завоевали любовь советских яхтсменов.

Надежная и мореходная яхта была необходима нашей стране для морских гонок и крейсерских плаваний.  В 1949 году в Англии стали строить Фолькботы с обшивкой вгладь.


 Это было первым отступлением от оригинального проекта. Фолькбот нравился и гонщикам и любителям крейсерских яхт. Первые стремились всячески сохранить оригинальный проект SSA, а вторые доработать его для превращения в удобный крейсер.

 К этому были все предпосылки: даже гонщики отмечали что рулевой Фолькбота в гонке может одевать выходной костюм - он останется сухим.  Знаменитый Jester Хаслера был Фолькботом английской постройки, правда, сильно измененным для участия в первой трансатлантической гонке одиночек.

 Вооруженный китайским парусом, лишенный кокпита, но оборудованный большой куполообразной рубкой, он успешно преодолел сложную океанскую трассу.


 На вопрос, почему Фолькбот? Хаслер отвечал, что для такого дела это самое удобное и самое экономичное судно. По этим же причинам на Фолькбот пал выбор еще одного участника знаменитой гонки – Велла Хауэлза. Он вел в океане стандартный Фолькбот с именем Eira на борту.

  Фолькбот быстро завоевал репутацию океанской лодки. К примеру, тот же Jester пересекал Атлантический океан 14 раз. Знаменитый французский яхтсмен Эрик Табарли говорил, что если у вас есть Фолькбот, смело выходите на нем в море.


 В разных странах яхту стали строить с отступлениями от первоначального проекта. Увеличивались высота и объем рубки, улучшалась каюта, появлялось такое оборудование, как гальюн, камбуз, стационарный двигатель, кокпит становился самоотливным…

 В Англии Фолькбот превратился в комфортабельный крейсер. Обшивка вгладь была сделана из красного дерева, в заметно удлинившейся и ставшей выше рубке были большие иллюминаторы, под самоотливным кокпитом стоял стационарный 6-сильный двигатель.


 Этот вариант был достаточно хорошо известен яхтсменам СССР потому, что именно его в больших количествах строили в социалистической Польше.

 Шведский конструктор Торд Сунден (тот самый, делавший окончательные чертежи яхты), видя эту тенденцию, в 1966 году представил проект под названием Международный Фолькбот, усовершенствовав популярную яхту и сделав ее более комфортной.


 Сегодня это известные яхты IF-boat, в мире их насчитывается более чем 4000 судов. Фолькботы пересекали океаны, на них совершено несколько кругосветных плаваний, классные гонки собирают десятки яхт в самых разных странах. Несмотря на то, что Фолькбот монотип, класс не избежал некоторых изменений.


 Со временем были разрешены паруса из синтетических материалов, оцинкованный такелаж сменился нержавеющим. В 1975 году SSA решилась на постройку первого стеклопластикового Фолькбота, а с 1977 года узаконила яхты из этого материала, оставив в пластике имитацию клинкерной обшивки. 


 Практически не ослабевающий интерес к этой яхте и ее популярность в течении более чем 60 лет свидетельствует об удивительном сочетании многих отличных качеств этой замечательной яхты.

 Неслучайно Фолькбот породил столько своих копий: ведь и в Contessa 26, Amigo 26, IF-boat мы видим до боли знакомые черты народной лодки.
Источник  goodboats.ru.

        План парусности и теоретический чертеж яхты *Фолькбот*
Источник: http://sharv-yachting.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...