понедельник, 17 октября 2011 г.

Что такое крейсерское плавание.




Соревнования - это всего лишь одна сторона парусного спорта. В конце XIX в. множество людей открыло для себя прелесть крейсерского плавания. Совершить переход из одного порта в другой или просто плавать в открытом море считалось более приятным занятием, чем участвовать в гонках по ограниченному и заранее определенному курсу.

  Тем, кто сейчас покидает перенаселенное взморье, отправляясь в длительное плавание, трудно представить себе, что когда-то Ричард Тирелл Мак Маллен - один из пионеров крейсерских плаваний - одиноко бороздил морские просторы, никого не встречая на своем пути. 

Профессиональные шкиперы и команды, которые плавали на гоночных яхтах, да и другие, кто зарабатывал в море на жизнь, считали яхтсменов-любителей чудаками. Но Мак Маллен - человек независимый, придерживавшийся строгих взглядов, - вышел в море, чтобы доказать, что маленькая умело управляемая яхта столь же безопасна в море, как и большая.

 Он знал, что в штормовую погоду не открытое море, а прибрежные воды представляют опасность для моряка. Мак Маллен плавал более 40 лет вдоль берегов Англии и умер у руля своей яхты в 1891г.

Королевский крейсерский клуб.

Несмотря на то что деятельность Мак Маллена воспринималась с подозрением, его идеи и энтузиазм были оправданы в последние десятилетия прошлого столетия. Другие моряки последовали его примеру,  и к 1880. уже много яхт крейсировало по эстуариям и каналам Британии что и предопределило создание Крейсерского клуба.

 В 1882 г. в клубе начали вести журнал, в котором отмечали крейсерские плавания его членов. В клубе собирали все вахтенные журналы, чтобы оценить искусство судовождения и навигации, а также способность владельцев оборудовать мореходную яхту. Кроме того, членов клуба привлекали к исследованию мало известных участков береговой линии, и полученной информацией пользовались другие члены клуба.

 Этот клуб стали называть Королевским крейсерским клубом; он до сих пор издает журнал, сохраняющий высокий уровень требований. Клуб учреждал кубки, первый из которых - "Кубок вызова"' - разыгрывался в 1896г.

Распространение крейсерского плавания.

Конечно, это можно оспаривать, но в самом начале столетия крейсерское плавание считалось искусством, не меньшим чем сами гонки. Однако между этими двумя родами деятельности была и существенная разница. В 1911 г. вышла книга Клода Уорта "Крейсерское плавание на яхте", ставшая классической.


 В книге говорилось: "Для тех, кто хочет совершить морское плавание на маленькой мореходной яхте, не существует поиска ненужного риска, чрезмерной обеспокоенности погодой, тяги проверить свои знания и умения, чтобы преодолеть возникающие трудности; для тех, кто любит море, крейсерское плавание является видом спорта, дающим наибольшее удовлетворение". 

Успех гонок в те дни зависел как от конструкции дорогостоящих и сложных яхт, их оборудования, так и от знания тактики и уровня подготовки команды, когда каждый выполнял особую задачу. В современных спортивных океанских гонках одинаково необходимы и тактика прибрежных гонок, которой пользовались в летних регатах шкиперы таких яхт, как "Британия", и навыки крейсерского плавания.

  После пионерского периода Мак Маллена, Уорта и других английских чудаков, крейсирование быстро распространилось по всей Европе. На Клайде в Шотландии, где закрытые эстуарии обеспечивают идеальные условия для крейсерского плавания, в 1909 г. был организован яхт-клуб. Этот вид плавания стал популярным также в Норвегии, где живописные фиорды предлагают прекрасные укрытия.

 Один из норвежцев - Колин Арчер - был первым квалифицированным конструктором судов, посвятившим свою жизнь проектированию крейсерских яхт и рабочих судов. Это сделало его широко известным среди яхтсменов-любителей.

Его тяжелые лодки с острой кормой сразу же узнавали и многие считали их самыми мореходными из глубокосидящих судов. Эрскин Чилдерз, литературно описавший крейсерское плавание в книге "Загадка песков", заказал Арчеру сконструировать свою будущую яхту "Дульсибелла".

Океанские плавания.

Крейсерские яхты постепенно выходили за пределы местных прибрежных плаваний. Длительные переходы через океаны, так же как исследования иностранных побережий и экзотических портов, привлекали внимание многих моряков. В 1866г. два американца Уильям Хадсон и Фрэнк Фитч отправились в плавание через Атлантику на 26-футовой металлической яхте, названной "Красное, белое и голубое".

 Их подвиг стал прецедентом многих плаваний на небольших лодках. Другим таким путешествием была экспедиция, предпринятая в 1901г. капитаном Джоном Боссом на каноэ американских индейцев "Тили-кум". Он вышел из Ванкувера и, проплыв 40 тыс. миль, прибыл, наконец, в Мардейт на английском побережье.

 На вопрос, откуда он, Джон Восс озадачил местных жителей своим беззаботным ответом "из Ванкувера".  Наиболее известным из всех мореплавателей-одиночек  XIX в. был Джошуа Слокам. Канадец по происхождению, он отправился в 1895г. из Бостона в кругосветное путешествие, которому суждено было продлиться три года.

 Он избрал курс против господствующих направлении ветров, что сделало его плавание особенно выдающимся. В течение последующих 25 лет никто не пытался плыть вокруг света в одиночку. Следующее кругосветное одиночное плавание проходило через Панамский канал, что позволило избежать штормов Южной Атлантики и опасностей при огибании мыса Горн.

Современное крейсерское плавание.


Крейсерское плавание, некогда считавшееся эксцентричным время провождением, стало наиболее популярным видом парусного спорта и рассматривается как идеальное средство ухода от скучной повседневной береговой жизни.

 Борьба со стихией, открытие новых берегов и управление небольшой яхтой в море определяют уникальный и широкий диапазон деятельности человека. Более того, для совершения крейсерского плавания необязательно ограничиваться парусными яхтами, разработанными специально для гоночных целей. 

Можно купить или построить яхту, которая отвечает потребностям каждого. Она может быть большой или малой в зависимости от имеющихся средств. Вооружение яхты может удовлетворять особым требованиям и эстетическим вкусам человека, условия обитаемости могут быть созданы с учетом пожеланий команды. Именно благодаря своей многоплановости этот вид спорта  стал быстро развиваться в последнее время.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...